Искусство в сокровищах и мода в балете
В Лектории Музея Курортной Моды прошли две авторские лекции магистра искусствоведения и члена Ассоциации искусствоведов Российской Федерации Екатерины Илюшкиной.
Просветительские встречи проходили в Зеленоградске 25-26 ноября и были посвящены старинным сокровищам Великих моголов, а также взаимосвязи создателей господствующих стилей в одежде ХХ века с представителями мира балета.
Первая лекция
На лекции «Искусство жить роскошно. Сокровища Великих моголов и индийских махараджей» участникам были представлены изображения и истории поистине шикарных ювелирных изделий, создававшихся в XIX-ХХ веках руками талантливых мастеров фирм Картье, Бушерон, Меллерио.
Великие Моголы — это империя и династия, которая происходит от полководца и правителя Тамерлана и имеет тюркское происхождение. Они считаются ювелирами-первопроходцами, основателями актуальных по сей день техник обработки камней («Кундан», «Минакари» и др.), а также настоящими ценителями природного богатства, не требовавшего тщательной огранки.
Самая большая коллекция драгоценных предметов эпохи Великих Моголов в мире в настоящее время хранится в Государственном Эрмитаже.
Другие многочисленные сокровища империи были разграблены, утеряны, переделаны или переплавлены, а уцелевшие являются ценными экспонатами музеев и частных коллекций.
Екатерина Илюшкина знакомила гостей Музея Курортной Моды с изысканными украшениями императоров и императриц, махараджей и махарани, а также с различными драгоценными предметами быта из самых богатых домов Индии.
Невероятные ковры, расшитые сотнями жемчужин, изумрудов, сапфиров и рубинов, стеклянных бусин и бриллиантов! Волшебные очки с линзами из изумрудов и алмазов! Бриллиантовые колье, рубиновые и сапфировые ожерелья, роскошные шкатулки, броши, посуда, драгоценные шахматы и кальяны, различные статуэтки и, конечно же, знаменитые могольские кинжалы, сияющие всеми оттенками благородных камней. Всё это великолепие восхищало участников (а ещё больше — участниц) первой лекции.
Вторая лекция
Следующая просветительская встреча с калининградским искусствоведом носила интригующее и одновременно говорящее название: «Балет и мода: от Льва Бакста до Джанни Версаче».
Не секрет, что такие виды искусства, как: музыка, танец, живопись, архитектура, театр, мода, кино и литература, всегда перекликаются между собой и отражают взгляды, предпочтения, настроения и образ жизни людей из разных стран и поколений.
Екатерина Илюшкина рассказала гостям о том, что способствовало объединению как творческих направлений, так и их культовых представителей в ХХ веке.
Серия европейских гастролей русского искусства, которую организовал выдающийся импресарио Сергей Дягилев, позволила талантливым представителям нашей страны не только заявить о себе, но и сыграла огромную роль в развитии мировой моды.
Сам Сергей Дягилев, будучи известным эстетом, модником и денди, не только сам носил стильные наряды и аксессуары, но и следил за самыми свежими тенденциями. Его образы всегда были безупречными и вызывали интерес у окружающих. Он понимал важность визуального воздействия и использовал моду как средство самовыражения и привлечения внимания.
Дягилев собрал вокруг себя талантливейших художников, дизайнеров, композиторов и танцоров. Одним из «его» художников был Лев Бакст. Сначала «Русские сезоны» погрузили Льва в создание театральных декораций в Париже, которые произвели настоящую революцию в сценографии, а затем Бакст заворожил Запад костюмами в ярких красках Востока и стал первым русским всемирно известным модельером и дизайнером.
Ещё одной выдающейся фигурой, связанной с «Русскими сезонами», была легендарная Коко Шанель. Первые спектакли команды Сергея Дягилева мадмуазель Коко увидела в 1910 году. Сильнейшее впечатление на неё произвёл балет «Шахерезада» и декорации к нему, выполненные Львом Бакстом. В 1913 году Шанель застала провальную премьеру постановки «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского, но оказалась так ей впечатлена, что выписала своему приятелю Дягилеву, оказавшемся в плохом финансовом положении, чек и бесплатно создала костюмы для нескольких его балетов: «Голубой экспресс», «Аполлон Мусагет», «Антигоны».
С талантливыми русскими балеринами своего времени сотрудничали и другие мировые дизайнеры. Пьер Карден называл Майю Плисецкую своей музой и кроме сценических костюмов, создавал для неё и повседневные, и вечерние наряды.
Красотой, стилем и талантом Плисецкой также восхищался дизайнер Ив Сен-Лоран. Именно он создал знаменитый полупрозрачный и летящий розовый костюм для балета «Гибель розы», поставленного французским хореографом Роланом Пети.
В 1965 году танцовщик «Русских сезонов» Серж Лифарь познакомил Майю Плисецкую, оказавшуюся на гастролях в Париже, с Коко Шанель. Восьмидесятилетняя Шанель, которая славилась весьма сварливым характером, согласилась принять балерину в Доме моды из-за своей неугасающей любви к русскому балету. Плисецкая стала свидетелем репетиции модного показа и негодований госпожи Шанель из-за бездарных походок манекенщиц. Одной из них модельер сказала: «Снимите костюм, пусть Майя наденет на себя и пройдётся в нём перед нами. Посмотрим, как умеет носить изделия дома Шанель балерина из России». А после успешного дефиле легендарная Коко предложила Майе сотрудничество.
Конечно же, не обошлось в объединении мира балета и моды без Дома Версаче. С 1984 года известный кутюрье Джанни Версаче творил невероятные костюмы для балетов одного из лучших французских хореографов XX века Мориса Бежара, получившего хореографическое образование у русских педагогов-эмигрантов.
Почти за 20 лет Бежар и Версаче совместно подготовили 13 балетных постановок, таких как: «Леда — Лебедь», «Дом священника…» (посвящение Фредди Меркьюри и Хорхе Донну), «Дионис» и «Мутации», которую Версаче закончить не успел.
Спустя 10 лет после смерти модельера в миланском театре «La Scala» вышла трогательная премьера балета Бежара: «Спасибо, Джанни, с любовью».
Искусство и талант всегда идут рука об руку, независимо от времени, места, национальности и прочих условностей. Творческие тандемы из разных «миров» способны дарить самые искренние эмоции и яркие впечатления зрителям и слушателям, а также настоящую дружбу и даже любовь участникам таких объединений.