Музей Курортной Моды снова посетил Онегин! Николай Онегин!
Историк культуры, кандидат культурологии, научный сотрудник и хранитель Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, 27 и 28 мая провёл в Зеленоградске две невероятно интересные авторские лекции:
- «Очки и мода: взгляд сквозь столетия»;
- «Часы как статусный аксессуар: история завоевания».
Гости Лектория Музея оценили все изменения незаменимых для человека вспомогательных атрибутов и их прообразов с момента первого упоминания в истории и до сегодняшнего дня, когда они превратились в предмет роскоши и демонстрации статуса.
Проверка зрения и подбор линз из шлифованного минерала были отражены ещё на Саркофаге в Равенне.
Ряд документов свидетельствует о том, что, возможно, очки были изобретены во Флоренции, в Италии, между 1280 и 1300 годами. Они были компактными и состояли из двух выпуклых кварцевых линз, окруженных скрепленными вместе кольцами из дуба или рога.
С 1346 по 1353 годы нечто вроде очков защищало глаза в маске чумного доктора, в то время как «особые» травы (расположенные в клюве) оберегали дыхательные пути.
Однако особый всплеск пришёлся на 17-18 века, подарившие нам височные очки с металлическими дужками, пенсне, очки-ножницы, очки-шоры с линзами от солнца, очки с синими и зелёными линзами, которые, как поговаривают, лечили различные болезни. Но самым интересным становится открытие Бенджамина Франклина (да-да, того самого, с доллара!), который придумал бифокальные очки, позволяющие хорошо видеть объекты как вблизи, так и на внушительном расстоянии.
В следующем столетии популярностью пользовались лорнеты. Двойные, складные, на длинной и короткой ручке. Но к концу века в моду снова вошли пенсне и монокль.
Насыщенный 20 век представляет нам очки в уже привычном для нас виде. В 20-е годы, с появлением линз для поглощения ультрафиолетовых лучей, приходит и мода на солнцезащитные очки. «Арлекины», позднее перешедшие в «лисичек», «авиаторы», «тишейдеры», «броулайнеры», «вайфареры» и многие другие причудливые формы сменяли друг друга чаще, чем каждые 10 лет. А затем, как и всё в мире моды, возвращались вновь, также преследуя друг друга.
Николай Онегин на своей лекции рассказывал о каждом периоде подробно и увлекательно. И гости смогли СВОИМИ ГАЗАМИ увидеть, как менялся внешний вид очков и отношение окружающих к ним. Если изначально в основе любых очков лежала функция помощи зрению, позднее они визуально придавали ума своему «носителю», а затем и вовсе создавали совершенно новый образ, меняющий даже внутреннее самоощущение.
«Очки — это мое прикрытие. Я немного близорук, а близорукие люди без очков выглядят как маленькие собачки, которые хотят, чтобы их приютили». Карл Лагерфельд (Karl Lagerfeld).
Второй лекционный день был посвящён истории появления наручных часов.
Конечно же, часы пришли в мир моды из архитектуры, спустившись с многочисленных башен. Первые карманные часы «Нюрнбергское яйцо» появились в 1510 году, когда известный мастер из Нюренберга Петер Хенлейн изобрел заводную пружину. В то время у часов была только часовая стрелка, но они всё равно считались максимально точно определяющим время предметом.
Аксессуар сразу же стал модным, и циферблат начал «кочевать» в различные формы: прятался в футляре в форме книги, встраивался в кресты, украшал перстни и трости.
В конце 16-ого века граф Роберт Дадли преподнёс королеве Елизавете I браслет с часами, но в широких кругах эта идея как-то не прижилась.
Семнадцатый век добавил ещё больше ценности и точности времени, когда в Западной Европе появились карманные часы с минутными стрелками. Постепенно из Швейцарии и Франции в Петербург направлялись изысканные часы в разных атрибутах, созданных из благородных металлов и инкрустированные драгоценными камнями.
Слушателям лекции были представлены изображения карманных часов Петра I, императрицы Анны Иоановны, несессер Елизаветы Петровны (с часами), а также трость Павла I. Созданных в конце 17 — второй половине 18 веков.
В 19 веке в моду входят поясные часы, часы-кулоны на цепочках разной длины, и даже наручные часы-браслеты на этот раз пользуются спросом у потребителей.
В 1874 году Павел Буре приобретает большую часовую фабрику, расположенную в швейцарском городе Ле-Локле. Оттуда осуществлялся привоз деталей, а сборка проходила в Подольске и Санкт-Петербурге. Однако конкуренция со стороны таких брендов, как Patek Philippe, Tissot и Breguet не дала достигнуть больших успехов.
И, конечно, 20-й век во всю «запестрил» обновлениями, присущими тем временам.
Cartier изготавливали изысканные наручные часы для дам, часы с крупной заводной головкой для использования в перчатках пилотов, часы с говорящим названием Tank и модель Crash, будто сошедшую с картины С.Дали «Пространство памяти».
Компания Wilsdorf and Davis (позднее изменившая название на Rolex) создала свои культовые часы с гибким металлическим браслетом. А также знаменитые водонепроницаемые часы Rolex Oyster, которые пересекли Ла-Манш вплавь на руке британки Мерседес Гляйтце.
В СССР появляются легендарные «Командирские часы» (1965 г.), когда Министерство обороны заказало Чистопольскому часовому заводу (ЧЧЗ) производство наградных часов.
А в 1969 году в Японии производят первые кварцевые часы Seiko Quartz Astron, вслед за которыми в свет выходят электронные Pulsar от Hamilton (1973, США). Обе модели были весьма неординарными и новыми, поэтому пользовались спросом и популярностью. Однако от мира моды находились довольно далеко. Поэтому в 1975 году на помощь ценителям прекрасного пришли дома Christian Dior и Versace, изготовившие первые fasion-часы.
В конце 20 столетия стали появляться часы с экраном Seiko, затем, синхронизирующиеся с компьютером Data Link (совместно с Microsoft), а потом и популярные по сей день часы Smart watch.
Не стоит забывать, что в современном мире существует три основных вида наручных часов: классические, спортивные и повседневные. Все они будут уместны в разных случаях, а вот их неправильное сочетание с тем или иным образом считается моветоном.
А также необходимо помнить, что каждый человек — хозяин своей руки. Поэтому сам решает, как носить свои аксессуары. Правила этикета гласят, что часы нужно надевать на ту руку, которая не является предпочтительной. Но связано это лишь с тем, что «рабочей» рукой будет необходимо осуществлять подзавод. Если же эта причина Вас не тревожит, то и можно не принимать во внимание это правило! 😀
В конце своего выступления замечательный лектор с отличным чувством юмора, вкуса и стиля Николай Онегин поблагодарил организаторов за приглашение и вручил свой памятный подарок — Кена из серии кукол Барби «День Мёртвых», который теперь пополнит коллекцию экспонатов Музея Черепов и Скелетов!
Подарок внимательного гостя был подобран не просто так, ведь именно об истории куклы Барби Николай читал лекцию в свой прошлый приезд на открытие Лектория Музея Курортной Моды!
Благодарим Николая Онегина и всех, кто был вместе с нами, за насыщенные и интеллектуальные выходные! Будем ждать снова, чтобы хоть редко, хоть в полгода раз в Музее нашем видеть Вас!
До скорой встречи!